КУРЬЕРСКАЯ ДОСТАВКА ПО МОСКВЕ. МЕТРО КОМСОМОЛЬСКАЯ
Свое путешествие по Кольцевой линии Московского метрополитена курьер Курьерской службы доставки Фортис начинает со станции Комсомольская. Нет никаких сомнений, что это красивейшая станция в нашем метро, а кроме всего прочего, она уникальна и по конструктивному решению.
При построении первых станций метро типовых проектов еще не существовало. И каждая станция была уникальна и по отделке и оформлению и по инженерным решениям. И задачи перед строителями и архитекторами каждый раз ставились разные. При построении станции Комсомольская такой проблемой были слишком толстые колонны, что поддерживали пролеты среднего свода. Да и сам пролет был слишком узок — хотелось расширить. Партия сказала надо — инженеры сделали все в лучшем виде. Проблема была только в том, что решение это было несколько дороговато и очень трудоемко. Настолько, что больше применять нигде не стали. Конечно, при тоталитарном строе, которым в то время очень гордился Советский Союз, не было проблем с рабсилой. Но и человеческие и денежные ресурсы были небезграничны.
По одной из легенд первоначальный проект станции был с очень толстыми колоннами после отделки. Говорят, что инженер чуть ли не с кулаками набросился на архитектора, мол, я столько времени потратил на разработку станции, чтобы колонны сделать как можно тоньше, а ты все это скрыл в облицовке. В итоге архитектор переделал проект — облицовка теперь максимально прижата к колоннам, ставшим благодаря этому значительно изящнее. Хотя, честно говоря, с трудом можно представить инженера, что бросается с кулаками на Щусева. Алексей Викторович все-таки автор мавзолея великого Ленина…
Итак, 30 Января 1952 года. Происходит торжественное открытие станции метро “Комсомольская”. Зал освещён массивными, со множеством рожков, люстрами, висящими между панно; платформы освещаются такими же люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым мрамором, как и стены станции. Пол выложен розовым гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина. Но самое главное не это. Главное, что вся станция — это большая и очень красивая иллюстрация речи Сталина произнесенной 7 ноября 1941 года: “Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!”. Речь генералиссимуса была высечена на мраморной доске, что висела справа от лестницы. Висела. Было названо в речи шесть имен — шесть огромных панно из смальты и полудрагоценных камней вознеслись под потолок. И еще два — в честь Великого Стратега, Генералиссимуса и его соратников. Соответственно, их в первую очередь и подвергли “реконструкции”. Наступил 56 год, на ХХ съезде партии было объявлено, что бессмертный Сталин был самым большим врагом советского народа, и срочно пришлось выковыривать и вождя, и соратников из мрамора.
Изначально два последних мозаичных панно, “Вручение гвардейского знамени” и “Парад Победы”, выполненные художником Павлом Кориным, выглядели по-другому. На первом из них был изображен Сталин, передающий знамя солдату. За спиной Генералиссимуса стояли его ближайшие сподвижники: Молотов, Берия, Каганович. А на втором — те же персоны из партийной верхушки выстроились на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошены фашистские знамена. После того, как “товарищ Берия потерял доверие”, на коринских панно с него бесцеремонно сняли очки. Потом пришла очередь Молотова и других верных соколов. В 1963 году настала пора глобальных перемен: вместо “Вручения гвардейского знамени” появилось “Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт”, а “Парад Победы” превратился в “Триумф Победы”. Корин, которому поручили подготовить новые эскизы панно, сделал эту композицию такой, чтобы в нее вошло как можно больше фрагментов прежнего “Парада”. С картины просто исчезло все сталинское Политбюро, и трибуна Мавзолея теперь оказалась пустой, а на переднем плане появилась аллегорическая фигура: Родина-мать с пальмовой ветвью мира и серпом-молотом.
Но интересны не только превращения Сталина в Родину-мать. Но и то, что в глубоко атеистическом мире над головой трудящихся вознеслись и знамя с Христом. И образ святого Александра Невского и масона Суворова. И эти образы как раз никакой критики не вызывали.
Станция специально создавалась под большой пассажиропоток. Но сейчас он вырос до 110 тысяч человек, и вся красота её, к сожалению, просто теряется. И только ночью, когда никого нет, можно увидеть все великолепие. Ожидалось, что к 2015 году будет построен еще один выход в город, который, несомненно, разгрузил бы “Комсомольскую”. Но пока никаких строительных работ не ведется — видимо, есть у нашего правительства более важные цели и задачи, на которые надо тратить денежные и человеческие ресурсы.
Кстати, на Комсомольской есть комната матери и ребенка. Рядом с милицейской будкой. Вот только действует ли, неизвестно. Обязательно попросим курьеров нашей курьерской службы между срочными доставками и доставкой для интернет-магазинов заглянуть и узнать, что там сейчас?
Мы начинаем публикацию статей о станциях метро Кольцевой линии. О некоторых мы уже рассказывали.
Ну, и всегда можно посмотреть Архив
Автор: Ения Селина
И огромное спасибо автору фотографий мозаик Александру Попову. Его прекрасные статьи и фото о московском метро всегда можно просмотреть-прочитать в Фэйсбуке и Живом журнале